Всем тем, кто прошёл войну наравне с солдатами, кто дарил людям искусство под пулями, кто бережно сохранил и приумножил то, что нам так дорого – бесконечно богатую русскую культуру – посвящается...
Иван Маланин.
«Огонь по врагу!»
Имя Ивана Маланина в 1930-1950-е было необычайно популярным в Сибири. Об этом незаурядном слепом баянисте в те годы распространялись легенды: Маланин, не имея зрения, виртуозно играл на самом популярном в народе музыкальном инструменте так, что люди от души смеялись и плакали. Играл сердцем, делал замечательные обработки народных песен и мелодий. А учиться к нему приезжали со всех уголков края – лучшего педагога по игре на баяне было не найти.
Иван Иванович Маланин.
Он родился 15 января 1897 в селе Троицк Балаганского уезда Иркутской губернии в семье рабочего. Был восемнадцатым ребёнком в семье. На свет появился незрячим. В 7 лет его приняли в Иркутскую школу-интернат для слепых детей. Учился игре на скрипке. После окончания школы в 1923 вернулся в Залари, открыл музыкальные классы фортепиано и скрипки. Позже уехал в Иркутск, где в одном из кинотеатров служил тапёром. В сентябре 1927 на конкурсе гармонистов и баянистов занял первое место. В 1928 получил приглашение на новосибирское радио в качестве солиста. В 1929 назван лучшим баянистом Сибири.
Иван Маланин создал множество обработок русских песен. Особым успехом пользовалась его «Сибирская подгорная». В ней автор ярко раскрыл картину сельского народного гуляния: задорные частушки девчат, лихие переплясы парней, заливистые переборы гармониста выразил точными интонациями, динамикой, разнообразными штрихами.

В октябре 1941 в Новосибирском радиокомитете родилась знаменитая передача «Огонь по врагу!». Её участниками-героями и всеобщими любимцами стали актёры Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина – Александр Борисов, Константин Адашевский и легендарный сибирский баянист Иван Маланин.



В радиоспектакле «Огонь по врагу» под аккомпанемент баяна артисты в образах весёлых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова давали отпор фашистам ироничными куплетами. Основой для сюжетов становились сводки Совинформбюро, газетные статьи и письма, которых в адрес передачи пришло более пятнадцати тысяч.



Репродукция фотографии сцены из радиопередачи «Огонь по врагу» (1943 год).

Передачу слушали все и везде, в отдалённых сёлах и колхозах, в городах. В определённые дни и часы возле приёмников и тарелочек радиорепродукторов, по словам очевидцев, собиралось столько народу, что останавливались трамваи – невозможно было проехать. В избах и конторах, где были ламповые приёмники, набивалось людей битком, никто не хотел пропустить очередной выпуск.
Творческая бригада передачи «Огонь по врагу!» выезжала на фронт, артисты выступали в госпиталях. Исследователи, изучающие историю радио в Новосибирске, утверждают, что «Огонь по врагу» стал «высшим творческим достижением Новосибирского радио за всю его историю и одним из высших достижений всего советского радиовещания».

Среди ленинградских артистов даже появилась шуточная поговорка: «Маланин популярен в Сибири, как Шаляпин – в России!»



Источники: kraeved.ngonb.ru/node/3328, literra.websib.ru, irkipedia.ru/content/malanin_ivan_ivanovich, канал Музея Новосибирска на Youtube: youtube.com/watch?v=DOMKA19FQtM&feature=emb_logo.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website