Евгений Евтушенко:
«То, что происходит за кулисами, иногда гораздо интереснее того, что видят зрители»
Евгений Евтушенко – режиссёр Городского центра культуры и досуга Бердска. Он сочетает в себе творческое мышление и рациональный подход к организации событий, а ещё знает, как сделать так, чтобы мероприятие точно запомнилось всем.

Евгений не боится говорить о своих ошибках и успехах – несмотря на молодой возраст, за его плечами несколько крупнейших городских праздников. Вашему вниманию – интервью с человеком, искренне влюблённым в своё дело.

Как становятся режиссёрами

Родители видели меня спортсменом или юристом: я долгое время занимался хоккеем, а в школе хорошо знал обществознание, историю, гуманитарные науки. Но мне самому с детства нравилось играть на сцене, ставить какие-то сценки, веселить класс. В какой-то момент стал играть в КВН, и мы с командой поняли, что неплохо было бы улучшить свои актёрские данные. Кто-то предложил позаниматься в театральной школе. Режиссёр Роман Мотылюк тогда как раз набирал новую группу, мы прошли прослушивание, стали заниматься. В какой-то момент театр вытеснил КВН из жизни и встал на первое место. Роман Анатольевич уже тогда подмечал мои режиссёрские данные. Я постоянно участвовал в различных актёрских тренингах, все три года, пока занимался в студии, был в тонусе. Поэтому поступить на режиссёрский факультет труда не составило – я был уже готов.

В университете наш выпуск был первым, кто обучался по 4-летней системе обучения – до этого специалисты учились 5 лет. Считаю, в нашей системе это не к лучшему. Но магистратуры по нашему направлению нет, поэтому решил отслужить в армии, а потом приступать к работе.

Эти четыре года были насыщенными. Если в школе я был типичным троечником, то в вузе включился в учёбу, окончил в итоге без троек. Сразу понял, что это моё! Если репетиции – то с 8 утра до 21:00, без выходных, отменяя другие пары…


В организации событий я начал участвовать довольно давно, ещё со школьных лет.
Видел изнутри, как это делается, и знаю: то, что происходит за кулисами, иногда гораздо интереснее того, что видят зрители. И поэтому я очень люблю смотреть на событие не из зала, а из-за кулис.
Считаю, что профильное образование очень важно, хотя, конечно, практика немного отличается от того, чему нас учат.

Например, оказалось, что техническую часть события спрашивают в первую очередь. А нас учили до мельчайших подробностей продумывать художественную. Ещё одна особенность, к которой не сразу привыкаешь – всё может меняться прямо в ходе мероприятия (а в идеале сценарий составляется по чётким канонам и меняться не должен).


Я в любом случае всегда кропотливо работаю над художественной частью, чтобы каждое событие было не просто одним из сотни, а единственным в своём роде, запомнилось зрителю, впечатлило, заставило задуматься.
О казаках и сломанной крепости

Чтобы взгляд не был «замыленным», стараюсь обмениваться опытом с другими организаторами – например, недавно ездили на День города в Искитим. Посмотрели, как работают коллеги, увидели «изнанку». С ними мы сотрудничали в проведении Областной Масленицы – на данный момент это, пожалуй, самое сложное событие, с которым приходилось работать. Обычно Областная Масленица кочует из города в город. И когда нам выпала честь принимать её у себя, мы сразу нашли с организаторами общий язык. Это был очень масштабный проект, было задействовано огромное количество творческих коллективов, а главной задачей было всё сделать по традициям. Есть чёткие ритуалы, которые нужно было соблюсти (в некоторых моментах импровизация недопустима). К изготовлению крепости мы подошли нестандартно: обратились к архитекторам, нам специально изготовили сложную конструкцию из снега. Придумали дымовые сигналы: красным и зелёным дымом обозначали, что крепость взята. Собрали около 6000 участников! Задействовали всю площадь, пришлось сделать две концертные площадки, потому что на одну просто не помещалось всё, что мы хотели показать.
А с крепостью, кстати, не обошлось без приключений: её изготовили и установили накануне события, а за ночь её кто-то сломал! Утром пришлось монтировать заново. Но праздник получился, как и задумывали: народный, масштабный, с соблюдением всех традиций.

В целом, в Бердске очень любят народную культуру. Город старый, основанный казаками – в этом году ему 303 года, и многие традиции у людей, что называется, «в крови». Концерты народных коллективов собирают полные залы.
Массовая программа или камерный концерт?

В отличие от событий в Новосибирске, где точки празднования располагаются в разных районах города, у нас есть основное место празднования, где мы должны сконцентрировать всё! Поэтому делим программу на блоки для разной аудитории: утром – детская программа, днём – народная и ретро, для среднего и старшего возраста. А вечером на эстрадную программу собирается молодёжь. Раньше приглашали известных исполнителей, теперь – cover-группы, исполняющие известные песни. Жителям понравилось: песням, которые все знают, легко подпевать, под них легко танцевать, и завершение программы получается на позитивной ноте, гости полностью вовлечены. В прошлом году впервые попробовали – и получили много позитивных отзывов. По возможности стараемся ориентироваться на отклики зрителей.


Один из самых важных моментов – тайминг события! Когда я вернулся из армии и только-только приступил к работе, мне доверили провести Масленицу. Длительность получилось посчитать только примерно, и на последние 15 минут не хватило концертных номеров. А чучело должно быть сожжено именно в определённое время. Тогда нас выручил коллектив, у которого на всякий случай был большой запас номеров. Зрители ничего не заметили. Но для меня с тех пор чёткий просчёт тайминга – это главное в подготовке события. Длительность каждого номера считаю теперь с точностью до секунды.

Площадные события сложнее, но их интереснее организовывать. Это масштабные, длительные мероприятия. Для каждого из них мы готовим новые разводки с танцевальными коллективами, всегда уникальные и на один раз.

Событие в зале – короткое, на час-полтора, но в нём привлекает камерность. Здесь красиво смотрятся элементы театрализации. У нас небольшой зал, и массовый номер здесь не поставишь – некоторые коллективы в полном составе просто не помещаются на сцене. Тем не менее, постоянно стараемся придумывать, чем удивить людей. На День народного единства сделали на сцене объёмное пространство: не цельную проекцию, а несколько частей на разных уровнях. Одна из картинок – берёзовый лес, который получился, как настоящий. Актёр в образе читал что-то из Шукшина. Зрители даже не сразу поняли, в чём здесь необычность. Но потом зал ахнул! Затем мы накрыли зрительный зал огромным триколором. Эффект неожиданности тогда сработал на все сто.
Самый любимый момент в организации события наступает в момент, когда оно заканчивается и ты понимаешь: всё получилось.
До начала всегда присутствует волнение. Как бы ты ни был уверен в готовности, всё равно засыпаешь
и думаешь: «А если что-то пойдёт не так?»
Во время события я в предельной концентрации. Ещё в университете нас учили: не бывает идеального события! Хорошо, когда зрители не видят наших ошибок. Но всегда есть риск технического сбоя и человеческий фактор.

Работа режиссёра – огромный груз ответственности. Не за себя, а за событие в целом, за всех, кто к нему причастен. Мне повезло – есть команда, на которую можно положиться.

Только после финальной фразы ведущего или после последнего залпа фейерверка, когда всё закончилось, я могу расслабиться.

О внезапном дожде и падающих танцорах

Мне не стыдно говорить вслух о том, что не все мои события проходят идеально. Предыдущий День города проходил под проливным дождём. Мы заранее знали прогноз погоды, но решили праздник не переносить. Мы едва успеваем провести торжественное начало – начинается ливень и заливает всю сцену. На ней падают дети-танцоры. А программа состояла практически полностью из хореографии. Конечно, пришлось полностью отменить эту часть программы… За то время, пока мы принимали решение, залило уже не только сцену, но и все технические помещения, гримёрки. Такое с нами было впервые, было очень обидно, и к тому же зрителям было заметно, что какое-то длительное время, до самого вечера, на сцене ничего не происходит. Но считаю, что этот опыт однажды должен был случиться. Легко делать массовое мероприятие, когда оно идёт по накатанной. Но работа режиссёра – ещё и в умении оперативно сориентироваться и принять оптимальное решение.
Безопасность стоит выше любых бюджетных затрат и художественной ценности! Иногда приходится отметать интересные идеи (например, недавно артисты предлагали поставить акробатический номер под потолком – пришлось отказаться, потому что мы не можем гарантировать безопасность конструкций).
Про мечты

Бердск – город, где ещё много чего можно сделать в творческом плане. Мне здесь не тесно. В следующем году юбилей Победы – нужно сделать праздник так, чтобы потом за это не было стыдно. Через год – юбилейный День города, тоже уже начинаем обдумывать концепцию. А если о глобальном – я мечтаю когда-нибудь сделать большой, масштабный загородный open-air – там, где можно шуметь после 22:00, где не ограничена территория. С большой сценой, фейерверком над водой и современной программой. Верю, что когда-нибудь получится!

Фото: Городской центр культуры и досуга г. Бердска,
Областной центр русского фольклора и этнографии,
личный архив Евгения Евтушенко

Беседовала Екатерина Гучек

Дирекция фестивальных, конкурсных и культурно-массовых программ Новосибирской области, 2019
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website